aramspb (aramspb) wrote,
aramspb
aramspb

Categories:

преступная бесхозяйственность! Убить за это МАЛО!!!

Оригинал взят у nashenasledie в преступная бесхозяйственность
matveychev_oleg В окрестностях Весьегонска

Роспись в е села Никола-Высока была главной целью нашего трёхдневного путешествия в "медвежий угол" Тверской области. В середине XIX в. через село проходил почтовый Ярославско-Мологский тракт, а Никола-Высока являлось погостом. Ещё в 1770 г. на погосте был построен деревянный храм, рядом с которым в начале 1800-х началось строительство каменной церкви Преображения, главный придел которой был освящён лишь в 1834-м. Около 1850 г. выстроили отдельно стоящую колокольню, впоследствии соединённую притвором-папертью с трапезной. Храм принадлежит к архаичному для начала XIX столетия кругу памятников, продолжающих традиции позднего провинциального барокко, а колокольня, возведённая в формах позднего классицизма, - одна из лучших в Тверской области.

Но интерес вызывает не столько храм, как его интерьер. Поражает своими размерами сохранившийся монументальный иконостас (в прошлом году произошло его обрушение). Перед нами высокий трёхъярусный главный иконостас 1830-х гг., сохранивший остатки резного декора. Является замечательным памятников в стиле классицизма. До 1990-го года было цело почти всё декоративное убранство иконостаса и даже большинство икон.








Роспись в этом храме одна из лучших, повстречавшихся нам на протяжении всех путешествий. Её насыщенный колорит, пышный и виртуозно написанный растительный орнамент придают особую выразительность этой живописи. Академическая роспись основного объёма выполнена клеевыми красками, по-видимому, в 1850-е гг.. Это один из наиболее ярких примеров художественного направления, получившего распространение в северо-восточной части Тверской области в 1-й пол.– сер.XIX века.









В алтарной части находятся остатки сооружения в виде ротонды - церковных сень. А роспись алтаря также имеет богатое колористическое решение.







Теперь проходим в обширную трапезную, где сохранились двухъярусные придельные иконостасы, выполненные в формах эклектики во 2-й пол. XIX века.





После Николы-Высоко мы заехали в село Чамерово, где по-прежнему в храме проводят службы, в село Баскаки и многие другие.




_____________________

Памятник архитектуры
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
(д.Николо - Высока)

Один из лучших памятников архитектурного зодчества в районе. В литературе церковь датируется 1820 г. Высокое помещение храма перекрыто восьмидольными сомкнутыми сводами. Сохранена клеевая роспись, которая изобилует многофигурными динамичными композициями с пышным орнаментом.

памятники архитектуры Тверской области
Кирпичная церковь стоит в центре села, на возвышенности. Западный фасад обращен к улице, восточный - в сторону кладбища и протекающей в низине речке.

В литературе церковь датируется 1820 г., однако стилистические особенности храма и трапезной характерны для позднего барокко и с большой уверенностью позволяют датировать их концом XVIII в. К 1820 г., скорее всего, относится строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной в стиле позднего классицизма.
[ещё]
Небольшой притвор, соединивший трапезную с колокольней, сделан в середине XIX в. Высокий трехсветный четверик храма имеет граненую кровлю с высокой стрелой подъема. Тонко прорисованные луковичные главы поставлены на высокие граненые барабаны. Центральный барабан световой, боковые глухие. Сильно пониженные по отношению к четверику объемы апсиды и двухпридельной трапезной почти равны ему по ширине. Над алтарем и приделами поставлены небольшие главки. Завершает общую композицию трехъярусная колокольня, слегка сдвинутая к северу от продольной оси здания. Ее развитый объем, включающий полуярус и резонатор звона, увенчан главой в форме вазы.





Фасадная декорация храма имеет плоскостной характер с преобладанием вертикальных членений. Три яруса оконных проемов помещены в узкие прясла, отделенные друг от друга лопатками. Такими же лопатками обработаны углы четверика. Широкий венчающий карниз включает сухарики и филенчатый фриз с декоративными кокошниками. Над карнизом, между боковыми главами, помещены ложные люкарны. Арочные оконные проемы обрамлены простыми наличниками. Лопатки на фасадах апсиды и трапезной обработаны рустом. Колокольня, насыщенная ордерной декорацией, впечатляет мощной пластикой и монументальностью форм. Во всех основных ярусах использованы колонны тосканского ордера, несущие антаблемент с массивными карнизами, которые украшены мутулами. В декорации барабана использованы изящные ионические пилястры. Белокаменные детали декора отличаются тщательностью исполнения.

Высокое помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, который прорезан отверстием светового барабана. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме сохранилась одновременная ему клеевая живопись, выполненная в традициях барокко. Росписи изобилуют многофигурными динамичными композициями с архитектурными фонами и пышным растительным орнаментом. Отличающиеся особой чистотой форм трехъярусный иконостас и надпрестольная сень выполнены в первой половине XIX в. в стиле зрелого классицизма.

(По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments